Державні посилання

 

 

 

 

ДЕРЖАВНИЙ ФОНД РЕГІОНАЛЬНОГО РОЗВИТКУ

 

http://regionet.org.ua/en/Posibnuk_donorski_ta_investutsiyni_resyrsu_v_sferi_regionalnogo_rozvutky__1247.html#page_title

 

Підтримка політики регіонального розвитку в Україні.  EuropeAid/132810/C/SER/UA

 

Корисна інформація

Історія села

Никольский сельский совет расположен в лесостепной зоне, 28 км от районного центра и 84 км областного центра, в северо-восточной  части области (48° 31' северной широты,  32°35' восточной долготы). Рельеф  разделен многочисленными притоками речки Цыбульник создает  в целом гидрографическую сетку яро- балочных  систем. Территория сельского совета расположена на берегу речки  Цыбульник  по правой стороне, а с северо- восточной стороны  омывается водами Кременчугского водохранилища. По территории  сельского совета протекает речка Волочаевка.

Центральная усадьба село Никольское.

Населениее Никольского сельского совета составляет 1812 человек из них 72% коренное  население - русские

В состав Никольского совет входят три населеных пункта: село Бугроватка, Золотаревка, Никольское

Территория сельского совета - 9114,9 га в тому числе:

 

 пашня, га

Под постройками, га

Пастбища, га

Водный фонд

Всего по с/совету

 

4490,7      

 

81,64

 

2417,69

 

366

На территории сельского совета  расположены предприятия, организации, учреждения

ОАО “Райагротехсервис”

ООО “Никола”

Консервный завод

ООO “ Эра”

Три фермерских  хозяйства

Кооператив по обслуживанию  16-квартирного жилого дома

Никольская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней

Дошкольное детское учреждение ”Русалочка”

Детский дом-интернат «Рідна оселя»

Никольская  амбулатория  общей практики  семейной медицины

Фельдшерский  пункт

Два отделения связи

Дом культуры

Сельский клуб

Две библиотеки

Восемь магазинов прод- и промтоваров

Кафе, бар

Церковь «Рождества Богородицы»    (Православная  старообрядческая)

Молитвенный дом евангелистов

Село Никольское основано в конце 18 века великоруссами, бывшими военными поселенцами из Орловской, и Курской, наиболее же из Калужской губерний.
      В то же время газета «Народное слово» (журналист Наталья Нужна) пишет в своей стать, что  «село Никольское, а также соседнее с. Золотаревку основали в 1754 году переселенцы -  старообрядцы из Курской и Орловской губерний. Многие из местных жителей и до сих пор придерживаются старой дониконианской веры. Батюшку-старообрядца местная община себе «выписала» из Москвы. Никольское ревностно оберегает свои традиции. В домах почернели лики святых не под украшенными рушниками, а в удивительного мастерства деревянных иконостасах. Рядом со святыми можно увидеть княгиню Морозову — репродукцию знаменитой картины об ее изгнании, есть, чуть ли не в каждом доме»
     Вот два таких интересных свидетельства: бывшие военные поселенцы и старообрядцы. Какая же версия правильна? Обратимся к энциклопедическому словарю:
     Староверы (Раскол) — старобрядчество, религиозно-общественное движение, возникшие в России в середине 17 века в связи с укреплением государственной церкви и унификацией церковных обрядов. Раскольники выступили против официальной церкви, «За старую веру» очень скоро раскол вышел за рамки чисто религиозного движения».
     «Изменение обрядов и богослужебных книг при бывшем патриархе Никоне и его приемниках с самого начала сопровождалось наложением проклятий на всех, кто осмелится отныне следовать старым обрядам. Эти страшные проклятия произносимы были как самим (в то время) патриархом Никоном, так и соборами 1656, и 1666-67 годов, закрепившими отход русских иерархов от древних святоотческих преданий. («Молитвенникъ» издание старообрядческой
митрополии Москва 1988) . И происходили эти реформы во время царствования Алексея Михайловича.
     Но ведь наши села образованы на 100 лет позже!  Тем болем жители этих сел не были приверженцами одной веры. Старожилы вспоминают, что в с. Никольское помимо церкви был еще и молитвенный дом в котором молились именно  «безпоповцы», но ведь были и «ивовцы», «кирилловцы».

И происходило это при правлении царицы Екатерины Великой. Но это не поселения, которые создавал Григорий Потемкин. Это было позже. Так в чем же причина переселения сел? Кстати, в Орловской и Курской области до сих пор есть села Никольское и Золотаревка.

Наши старожилы рассказывают обо всех этих событиях так: села Никольское и Золотаревка были старообрядческими. После многочисленных военных стычек, сражений, войн в селах остались в основном женщины, причем одинокие. Вот тогда представители власти предложили им переселение на новые земли, причем прошел чиновник по селу, разделил на две половины и левая, оставалась на месте, а правая переселялась на необжитые места. Женщины возмущались: «Что мы, бабы, сможем там сделать!» Но им пообещали следующее: раненые, калеки - солдаты будут привезены в новое село.
     Кроме этого раненых, покалеченных лошадей дадут в каждое хозяйство. Поэтому, наверное, в справке и указано « основано отставными военными». Место наши предки выбрали сами, но, приблизительно, было указано в каком районе можно обосновываться. Если посмотреть по карте, то г. Елисаветград, села Никольское, Золотарвека, Зыбкое, Камбурлеевка приблизительно расположены вдоль 48 параллели, а это значит, что в освоении новых земель и закладке новых сел принимали участие военные. Первые жители с. Никольское построили свои дома вдоль р. Цыбульник. И даже конструкция домов была своеобразной (рис.1)
      Жители наших сел до 1861 года числились как казенные крепостные. Помещиков у них не было. «Мы никогда ни под кем не были! Мы вольные», - вот обычная фраза наших предков. Вольные, так вольные, но поставлять фураж и провиант для армии они были обязаны, и работать четыре дня в неделю на казну.
      Верно ли это утверждение, так ли это, мы попытались узнать из архивных документов.

« По переписи 1859 года в с. Никольском было 149 хозяйств с числом жителей — 968 человек, а в 1886 году —264 хозяйств с населением: мужчины — 603, женщин 626 человек (результаты подворной переписи 1886 г 3Ч2656, лист 8)
      Из 261 хозяйства: бывших военных поселенцев — 247, бывших помещичьих крестьян — 7, евреев -2, мещан 5- хозяйств. Из всего населения села грамотных было 101 человек из числа мужчин, грамотных женщин не было. Из военных поселенцев и бывших помещичьих крестьян великоруссов было 1158, малоруссов 69.
      О широком развитии ремесла в с. Никольском говорят такие цифры:
земледелием занималось — 25 хозяйств, земледелием и ремеслом — 205 хозяйств, ремеслом и промыслами —6 хозяйств. На село был один служащий (Лист 3, отдел Н).
      В деревне было 20 ветряных мельниц, одна кузница, винная лавка, три бакалейных, которые держали мещане и евреи.
     В селе было 384 лошади, 48 хозяйств были безлошадными.
     По переписи 1896 года количество дворов достигло 293 с числом жителей 1442 (713 мужчин, 729 женщин), лавок 3, корчмы -2, молитвенный дом один, школ и больниц нет. (Список населенных мест Херсонской губернии, издание губернского статкомитета г. Херсон 1896 г стр.53)
     Из ремесленников больше всего было ткачих, и прях и швей, каменщиков, печников, плотников, столяров и бондарей. На отхожие промыслы уходило ежегодно 1-2 человека. На 100 человек населения — 15 было калек.            

Сопоставляя эти данные мы пришли к выводу: рассказы наших старожилов имеют место. Ведь большинство мужчин (а они, как было сказано, были раненные и покалеченные солдаты) могли заниматься ремеслом, тогда, как на поле им работать было трудно.

Жители с. Никольское  и с.Золотаревка принесли с собой обычаи и культуру русского народа. Женщины славились своим мастерством и рукоделием. Самотканые скатерти и полотенца сохранились до наших дней. А как любили женщины красивую, яркую одежду!  И названия своим нарядам они давали удивительные. Сарафан, который шили руками,  имел тысячу мелких складочек, почему-то назывался «шубкой». Головной убор, который замужние женщины носили под платком, назывался «сборник» «Сборник» надевала девушка после венчания, и она больше не имела права показывать свои волосы никому.

Иногда женщины вместо «сборника» носили «кичку» т.е. маленькую круглую шапочку  с лентами, но она также  полностью прятала  волосы.

К шубке носили «запан» - длинный фартук, обязательно вышитый и отделанный черными кружевами. «Шубку», «сборник», «кичку» мы еще смогли найти у наших жителей, а вот старинный «запан» нет.

Под шубку обязательно одевали «стануху», это - цветная кофточка,  пришитая к белой нижней юбке.

Еще женщины носили блузки с юбками. Юбки имели особый фасон: спереди складочек практически не было, а сзади их было очень много, чем пышнее сзади юбка  и длиннее «хвост» (задняя часть юбки всегда была длиннее) тем красивее считалась женщина. Зимой одевали «плюшку» - теплую можно сказать,  куртку из плюша, но больше все-таки любили «куфайки» - стеганые короткие куртки с длинными рукавами (рис.) и к этим зимним одеждам прилагался накидной платок. Сейчас бы мы назвали его большим клетчатым пледом из сукна. Платки, которые женщины носили на голове каждый день летом, были ситцевые белые в мелкий горошек и красные «петухами», зимой шерстяные с вышитым в углу цветком. Праздничные шелковые платки поражают своей красотой, они сотканы из разноцветных шелковых ниток, часто двухсторонние с потайными цветами. Еще обязательные атрибуты – шитый из лоскутков карман на длинном поясе для мелких вещей, который привязывали на талии и прятали под «запан» и «монисты» - бусы. В праздничные дни их было много – пяти ниток, в будние – одна .

Мужчины носили обычную одежду крестьянина: косоворотки, брюки и «куфайки». На праздничные рубахи повязывали длинные яркие гарусовые пояса с большими «кистями».

В быту жители села были очень  бережливы. Любая вещь или одежда  доставалась им не легко с большими затратами труда, поэтому «просто так», ничего не выбрасывали, а старались использовать. Например: лоскутки, которые оставались после шитья одежды использовали для изготовления скатертей. Каждая девушка готовила себе в приданое праздничную лоскутную скатерть (рис.), из лоскутков шили «привязные карманы», кисеты, стеганные ватные одеяла. После смерти человека оставшуюся после него одежду раздавали соседям.

Свои дома, а это в основном были «мазанки» снаружи белили белой глиной, а внизу «подводили» серой. Внутри тоже побелено, полов не было, а был просто «зем» (т.е. утоптанная глина), которую покрывали домоткаными дорожками. А еще было много вышитых полотенец, - «подрезов», которыми украшали  картины, зеркала. На печке, «Суднике» (шкаф без дверцев для посуды), даже потолочной балке – шторки, вышиты и отделанные кружевами, на кроватях обязательно «подзоры» закрывали переднюю часть до самого пола, а сверху «рядно» - домотканое покрывало.

Еду готовили в «махотках» - глиняных горшках.

Большая русская печь обычно ставилась в центре дома, а вокруг располагались по кругу комнаты. Возле печки обязательно пристраивалась «лежанка». На печи обычно спали дети, на «лежанке» - старики, чтобы погреть косточки».

Мужчины никогда не брились и носили длинные усы и бороду.

Село жило своей общинной, к чужакам относились настороженно, в дома не пускали. Даже в сороковых годах прошлого века на стенке висела «людская» кружка на случай, если кто-то чужой попросит воды.

Но при всей своей обособленности наши села принимали участие во всех  исторических событиях, происходивших на Украине.

Так в ноябре месяце 1905 года жители с. Золотаревка Кожевников Степан и Андросов Иван организовали односельчан и напали на  спиртной завод  помещика Титченко возле хутора Хрестовки. По гудку туда прибыли многие жители с. Никольское. Завод был разгромлен, а помещика побили. После этого возбужденные крестьяне направились к помещице Бутовщихе ( 3 км от Хрестовки) и  разгромили ее хозяйство. На следующий день в села нагрянула полиция. Все то, что крестьяне взяли у помещиков, было немедленно им возвращено. Многие участники этих событий Жуков Даниил, Воробьев Сергей, Рубанов Алексей были арестованы и ночью отправлены в Новогеоргиевскую полицию. Большинство из них были наказанные розгами, а зачинщики отправлены в Александрийскую тюрьму, где их держали 9 месяцев. Советская власть в с. Никольское была установлена в феврале 1918 года. Первым председателем сельского совета был Зимин Сергей Семенович. Как запомнился этот период жителям села? Как бесконечная смена власти. Бывало, что за один день в селе то деникинцы, то «коцари», то еще кто-то. Но все требовали продукты и корм для лошадей. Как вспоминал Головко В. «Один пришел, дай, другой пришел - дай!» И так несколько раз за день. А в июле 1918 года  пришли немцы, окружили села, вызвали мужчин, а женщин согнали в церковь и потребовали с села налог(разверстку). В случае неуплаты грозили начать обстрел сел. Продукты были собраны и немцы ушли, выпустив по Золотаревке несколько снарядов.

В начале 1920 года отряды 1 –й Конной Армии под командованием С.Буденого, следуя  на польский фронт проходили через с. Никольское. Многие мужчины вместе с буденовцами пошли воевать.

Когда же все это закончилось, пришла новая беда: стали делить землю. К кулакам причисляли даже тех у кого в хозяйстве были 1 лошадь,  одна корова и поросенок и 2 га земли. Да еще 2 га брали в аренду у семьи, которая не имела лошади для обработки земли.

«Активисты» села у таких хозяев забирали все: одежду из сундуков, животных, продукты, «даже на окне стоял кувшин с солью, так и его забрали». Так именно произошло не в одной семье. Да еще мужчин забрали и отправляли в Александрийскую тюрьму. Оставались женщины с детьми на руках в пустом доме, без одежд и продуктов, а ведь детей кормить надо. А мужья приходили из тюрьмы через год, полтора, чаще всего больными туберкулёзом и умирали в течении полугода, потому, что ни лечения , ни нормального питания не было.

По воспоминаниям жителей села часто было так, что активист приходил «раскулачивать» соседа, который и кулаком то не был, и выгребал из дома все. И до самой глубокой старости эти люди не разговаривали друг с другом, и вражда оставалась до самой смерти.

А в 1927 году в селе было организовано первое сельскохозяйственное товарищеское объединение из 4- хозяев: Блинов Леонид, Репяхов Трофим, Бондарев Фирс, Певрухин Наум, в 1929- создано первое коллективное хозяйство – всего 27 семей. Им были выделены лучшие земли – около 260 га. Государством были выделены сеялки, треер, плуги и другой сельхоз- инвентарь.

А потом началась массовая коллективизация. Председателем первого колхоза был Тиханский Авраам. Как и везде, коллективизация началась с собрания, на котором было принято решение о введении коллективного хозяйства. Со слов жителя села Седнева Севастяна Радионовича (1915 года рождения) такие собрания в Никольском  проводились в 1929 году весной. Мать Севастяна, вдова, пошла на собрание и вступила в колхоз в числе первых. На собрании было решено создать четыре бригады на территории села. Бригадирами, по его словам,  назначались люди, которые были хорошими, умелыми хозяевами. На следующий день все кто вступил в колхоз должны были отвести лошадей и привезти весь имеющийся инвентарь на один, теперь уже колхозный двор. Дома можно было оставить корову. Сам Севастян бросил школу и пошел работать. Самое яркое воспоминание  у него о том времени: весна, первые колхозники пашут поле. Поражало количество плугов и конных упряжек. Он впервые  увидел столько людей работающих вместе. Конечно же, первыми в колхоз вступали самые бедные.  Зажиточных крестьян раскулачивали. Снова забирали все имущество, инвентарь, выгоняли из домов. Часто таким людям приходилось копать землянки, и жить там. В таких условиях люди часто умирали, но их не давали даже нормально похоронить.

Некоторых раскулаченных отправляли в Сибирь. Некоторые семьи, спасаясь, бросали свои дома и выезжали в с.Крюков, г.Кривой Рог.

В 1930 году колхоз имени ГПУ получил первый трактор «Фордзон». Первые трактористы окончили 3-х месячные курсы трактористов в соседнем селе. Массовая коллективизация закончилась в 1932 году.

А потом был голод… Голод, коснувшийся каждой семьи. О том, что это страшно знают все, и как другие села,  жители Никольского выживали, как могли. Очевидцы рассказывают, что некоторые семьи держали коров прямо в домах, чтобы «кормилицу» не украли и зарезали. А с молочком даже лепешки из коры можно есть. Лепешки пекли из лебеды, мололи зернышки сорго. А еще за селом был кагат, в котором сгнил картофель,  и все село ходило брать эту картошку и делать крахмал и опять же печь лепешки. К сожалению, у нас нет точных данных о том, сколько людей тогда умерло. Но, по словам жителей на старом кладбище хоронили людей в одной братской могиле, потому, что  копать могилу каждому просто не было сил. А еще, в селе были  случаи людоедства. Родители отправили пятнадцатилетнего сына в гости к дяде. А потом сказали так: «От дяди вышел, а домой не пришел» Позже выяснилось, что его съели.

А на вопросы: «Почему был голод? Может, был неурожай? Почему не остались хотя бы продукты с огородов в погребах людей?» - мы не получили ответа. Ответ был такой: «А мы даже и не знаем».

Но жизнь не стоит на месте. Пережили голод, стали потихоньку становиться на ноги, но тут новый удар: война.

Немцы пришли в с. Никольское 06 августа 1941 года. Вот какие впечатления о том времени остались у Копай М.Т.(1932 г.р.): запомнилось хорошо, как отступали наши солдаты. Шли они на восток и по одиночные и группами, без дорог, уставшие, посеревшие от пыли. Потом было затишье. И тут кто-то из мальчишек закричал: «Немцы! Немцы идут!» Но они не шли, а ехали на мотоциклах с колясками. Именно, запомнилось, что мотоциклы с колясками. В первом стоял немец с биноклем и осматривал село и его окрестности. А потом был грабеж. Немцы выгоняли жителей из домов в сараи, ловили домашнюю живность. Над селом стоял крик животных и громкая немецкая речь.

 В этот год на полях был небывалый урожай пшеницы и немцы сгоняли всех жителей на уборку урожая. Пшеницу вывозили в Германию.

Школа была закрыта. В здании школы была немецкая управа. В селе в период оккупации немцев было немного, помогали им полицейские. Какие  воспоминания о войне у наших жителей? Особенно запомнили все, что возле села был сбит русский самолет. Он летел со стороны Знаменки и, когда его увидели местные жители, с мотора шел густой дым. И за село в овраге он врезался в землю. Одни говорят, что в машине был один пилот, и он сгорел вместе с самолетом. Другие, что кто-то успел выпрыгнуть с парашютом.  Парашют зацепился за дерево,  и под ним были отчетливо видны следы от обуви небольшого размера.

В газете «Народное слово» к 60-летию окончания войны была напечатана статья «Перевірка  на дорогах» и в ней слова «У мартиролозі жертв гітлерівців – микільська група на чолі  з колишнім головою колгоспу Данилом Ломановим…»  О том, что Д. Ломанов возглавлял группу подпольщиков нам из жителей никто  не подтвердил, но то что он был в это время председателем колхоза и был арестован и повешен, рассказали многие.

А еще вспоминают, как через село ехала подвода,  в ней было трое мужчин и полицейские остановили их. Но как самый младший, ни просил, чтобы отпустили, их привели на колхозный двор и передали немцам. Те стали обыскивать и обнаружили двойное дно, где лежало оружие для партизан. Этих людей арестовали и долго пытали. А потом мнение жителей разошлись: одни говорят, что их расстреляли, другие – что отправили в Новогеоргиевск и дальнейшая судьба их неизвестна.

Еще жители хорошо запомнили, как 1942 к селу в районе школы вышли три советских танка. То ли это рейд регулярной армии по тылам, то ли партизаны,  нам достоверно неизвестно. Но немцы были очень напуганы. Танки сделали три выстрела, один из них попал в здание школы и ушли.

Тогда же в 1942 г немцы  начали угонять молодежь в Германию. И тут существуют разные мнения: одни говорят, что юноши и девушки ехали добровольно, а другие говорят: «Добровольно? Приходили немцы в дом и говорили, что если не поедете на работу, то расстреляют отца или мать!» Можно ли сказать, что это добровольно? Очевидец этих событий Жукова А. рассказывает, что их пригнали в Александрию, посадили в товарные вагоны, забили окна и двери и отправили. За всю дорогу ни разу не покормили, ни разу не остановились. Попали они в г. Оппенгейм и его окрестности, работали на заводах, железной дороге, в сельском хозяйстве.

Всего было угнано около 40 человек.

Во время оккупации  в селе продолжали работать, немцы выгоняли жителей на принудительные работы. Были организованы «гуртки» по 30 человек и назначался гуртовой, который отвечал за сделанное.

Когда немцы стали отступать, то в здании школы был организован немецкий госпиталь  и тут же рядом – немецкое кладбище.

А еще вот такая интересная история: перед самым наступлением в районе  с Бугроватка, это рядом с Никольским появилась группа разведчиков. Их было трое, они шли со стороны леса. Их обнаружили немцы и попытались захватить. Разведчики стали отходить к лесу, и один из них прикрывал своих товарищей. Двое успели уйти, а этот совсем молодой юноша попал в руки фашистов. Они долго его пытали, на груди вырезали звезду, а потом на спине резали ремни, выкололи глаза, отрезали нос. Но этот мальчик молчал, ничего не сказал. Немцы его расстреляли и бросили изувеченное  тело в овраг. Жители села ночью забрали его, завернули  в одеяло и похоронили. Юноша был очень красивым с густыми кудрявыми волосами. И в этих волосах  жители села Бугроватка нашли маленькую записку, в которой прочли только одно слово «Андрей»   То ли имя этого  солдата Андрей, то ли пароль, то ли  связь с Андреем? Это пытались установить наши «красные следопыты». Они 20 лет назад писали даже в газету «Комсомольская правда»,  просили откликнуться и рассказать о нем, ведь был известен номер воинской части, которая освобождала эту  территорию. Но, к сожалению, никто не откликнулся. Так и остался этот солдат неизвестным. Только перенесли его останки в г. Светловодск, поставили памятник «Неизвестному солдату» и зажгли над ним вечный огонь.

Происходили эти события  незадолго до освобождения. Боев за село Никольское и Золотаревка не было, передовая была между селами Никольское и Кобзаревка. Но на холме  в центре нашего села  стояла артиллерийская батарея, которая вела обстрел немецких позиций. Немецкие снаряды  залетали в село и  сожгли несколько домов. А потом началось  массовое отступление немецких войск. Село они покидали вечером, шел дождь со снегом и отступающие поджигали дома, чтобы указать дорогу остальным. Освободили с. Никольское 03 декабря 1943 года.

За время оккупации немцы грабили население, в селе осталось всего 6 лошадей и коров, и ни одной свиньи.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало 389 жителей с. Никольское, из них 186 имели боевые награды. В честь 203 погибших односельчан в центре села  воздвигнут обелиск Славы,  а в сельском парке – братская могила. В ней похоронены воины, которые  погибли на территории Никольского сельского совета. На могильной плите было выбито 18 фамилий, хотя похоронено в ней  72 солдата. Ученики нашей школы установили еще несколько неизвестных фамилий и связались с родными похороненных и на могилу к своим мужьям, отцам приезжали жены и дети. Сколько времени прошло, но дети до сих пор ищут места, где похоронены погибшие во время войны родители. В  прошлом году, после  сорока лет поисков, сын приехал поклониться могиле своего отца.

Тяжело было жителям  Никольского и Золотаревки в послевоенное время . Рабочего скота было мало. Приходилось пахать на коровах, многие участки земли обрабатывались в ручную.

Можно только поражаться стойкости и терпению нашего народа. Восстановили все разрушенное, построили новое. В 1957 году колхозы сел Никольского и Золотаревка  были объединены в один, которому было присвоено  имя 40 лет Октября. Колхоз был миллионером, имел большие молочные, свино-, птице-, овце- фермы, свою мельницу, маслобойку, крупорушку, консервный завод, выращивались высоки урожаи зерновых. К сожалению,  сегодня мы не можем таким похвастаться.

На территории с. Никольское есть две достопримечательности: это здание школы и церкви.
       Интересную историю появления школы в с.Никольское рассказывает любитель истории (Крышень И.П. врач Светловодской ЦРБ): до 1905 года в селе не было школы.
      Но в 1905 году у царя Николая II родился наследник долгожданный! И царь подписывает указ: построить в честь этого события по всей территории России Малороссии 100 школ. Подтверждением этому может служить кованая лестница в старом здании школы
      Справка из государственного архива гласит, что в 1908 году в с. Никольское на средства земства имени Цесаревича строилось училище и планировалось еще одно. Жители же села утверждают, что в 1908 году училище было уже построено и первые ученики зашли в классы. На фронтоне здания под самой крышей, красным кирпичом выложена дата 1908 год. Нам очень хочется верить, что это дата окончания строительства.
      В Никольском училище учились 6 лет. Обучение было необязательным. В первые годы школу посещали 100 человек детей разных возрастов. Преподавали русский язык, русскую историю и географию, арифметику, закон Божий и другие предметы. После окончания школы, ученик мог поступить в ремесленное училище, организованное при школе (срок обучения — 4 года. ) После окончания его выпускнику присваивалось звание столяра, и выдавался бесплатно весь столярный инструмент. Называлась школа - двухклассное земское училище (школа).
     Так работала эта школа — училище до 1917 года.
     Начиная с 1933 — 34 г.г. в крупных селах начальные школы были преобразованы в семилетние и средние. В здании школы работала начальная школа.
     С 1938 г. в с. Никольском школа стала средней и в 1941 г. был первый выпуск учащихся. Интересно расположение самого здания. Дело в том, что жители с. Никольское и с. Золотаревка не особо дружили и по воскресеньям частенько устраивали драки между селами «стенка на стенку». Никольчане называли золотаревцев «храпаками» В произношении жителей с. Золотаревка «р» было твердым и раскатистым. В отместку «золотаревцы» называли тоже «храпаками» и все конфликты из-за девушек разрешались только на поле между селами ( из дневника Карпова Б.С. — жителя с. Никольское). Долго спорили никольчане и золотаревцы где построить школу.

 И тут в воспоминаниях старожилов есть разногласия: одни говорят, что жители с. Никольское требовали строить школу в своем селе, а жители с. Золотаревка — в своем. Чтобы разрешить этот конфликт здание построили между селами.  Другой вариант воспоминаний: никольчане и золотаревцьи не хотели выделять землю под здание школы, поэтому вмешалось земство, и была выделена земля на окраине с. Никольское.
      Но нам нравится больше первая версия.
      В 1911 году в с. Никольское была построена церковь на пожертвование жителей, но учредителей или главных спонсоров было трое Носков И., Шулимов Я. и третья фамилия затерялась. У этого здания тоже своя история.
После революции и прихода к власти большевиков церковь закрыли, и здание передали школе в качестве спортзала. Это длилось довольно долго, до 1983 года, когда было построено новое здание школы. С 1983 года до 1990 года в помещении церкви было расположено общежитие для приезжих. Жители
с. Никольское и Золотаревка стали обращаться в инстанции с просьбой вернуть верующим здание. В настоящее время церковь есть, верующие могут придти в церковь и помолится.
      И если сегодня здание церкви значится как архитектурная памятка и находится под защитой государства, то здание старой школы до сих пор в реестре архитектурных памяток не значится. Ведь «архитектура - это летопись мира и говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания» - так сказал Н.В. Гоголь.
     По нашему мнению здесь мог бы располагаться музей истории нашего края и в том числе наших древних сел.

И еще одна достопримечательность нашего села: у нас есть свой гимн. Местный поэт и композитор Ермолаев А.А. написал слова и музыку, и теперь на каждом массовом мероприятии звучит:

Ветер истории

Развеял по свету

Прадедов, дедов моих.

И Украина,

Мать Украина

Родиной стала для них

Припев: Березы  и каштаны

       На Родине моей.

       Никольское часть России

              Среди украинских степей.

 

Хвилі дніпрові,

Степу розливи,

Спів у гаю солов’я.

Небо блакитне,

Жовтої ниви,

Це Батьківщина моя.

 

 

 

 

 

 

 

На территории  Никольского сельского совета  в настоящее время проживает  274 человека детей, из них  до 6 лет -71, обучаются  В Никольской общеобразовательной школе – 168 детей, в других учебных заведениях – 23 человека

Дети сел Никольское, Золотаревка обучаются в помещении школы, которая построена в 1983 году. В школе читают предметы 20 учителей. Обучение детей проводится на родном языке жителей – русском.

Помещение школы отапливается природным газом

Во исполнении государственной программы «Школьный автобус» учащиеся и учителя бесплатно подвозятся к месту учебы, работы, проживания.

Медицинские услуги жителя сел  получают в Никольской медамбулатории общей практики семейной медицины и Золотаревского фельдшерского пункта, где работают  8 человек медперсонала из них – 1 семейный врач – терапевт, врач стоматолог, два фельдшера, акушерка, три медсестры.

В 2005 году сельским советом утвержден Стратегический план развития сельского совета на 2005-2015г. Стратегическими целями которого:

Комплексное развитие сельскохозяйственной отрасли и частного бизнеса (развитие перерабатывающей промышленности (на базе существующего консервного завода), создание условий для развития частного бизнеса, привлечение инвестиций)

Создание условий для качественного предоставления социальных услуг: (восстановление материально-технической базы социальной сферы: ремонт здания Дома Культуры и газификация фельдшерского пункта с. Золотаревка; проведение реконструкции здания Золотаревской  общеобразовательной школы в центр досуг; провести работы по газификации помещения детского дошкольного учреждения; водоснабжение объектов социальной сферы; материально-техническое обеспечение соцсферы; улучшение качества социальных услуг: приобретение автомобиля  скорой помощи; вовлечения активной части населения для предоставления социальных услуг на волонтерских началах.

В настоящее время  проведен ремонт здания Дома культуры, газифицирован фельдшерский пункт с. Золотаревка.

Высокий уровень предоставления коммунальных услуг (создание кооперативов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг многоквартирным домам села Золотаревка;  водоснабжению жителей сел сельского совета; завершения газификации сел; воплощение программы освещения сел).

С целью предоставление психологически, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-экономических, информационных и юридических т других социальных услуг семьям с детьми и молодежи, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, нуждаются в посторонней помощи, создан и работает с 2006 года сельский центр социальной службы для семей, детей и молодежи.

На базе Никольской общеобразовательной школы, с привлечением учителей-тренеров, проводятся тренировки молодежи по баскетболу, волейболу, футболу. Юные спортсмены принимают активное участие в районных, межрайонных, областных соревнованиях. Для дальнейшего качественного развития спорта на селе в 2006 году сельский совет начал строительство стадиона, который будет  соответствовать всем стандартам. Кроме футбольного поля здесь будут построены площадки для игры в баскетбол, волейбол, теннис